Чтобы правильно подобрать мотор для лодки, необходимо знать некоторые нюансы. К примеру, это соотношение веса самого мотора и лодки, необходимая мощность и т.д. В этой статье мы опишем основные параметры, на которые следует обращать внимание.
- Двухтактные моторы
- Четырехтактные моторы
- Мощность мотора
- Режимы передвижения лодки по воде
- Вес мотора
- Топливная смесь мотора
- Обкатка мотора
- Шумоизоляция мотора
- Как выбрать мотор для лодки на видео
Лодочные моторы могут быть двухтактными или четырехтактными. Последние более экономичны, не нуждаются в смешивании бензина и масла. Из недостатков можно выделить относительно сложную эксплуатацию.
Двухтактные моторы для лодки
Двухтактные моторы для лодки потребляют больше топлива, но в эксплуатации они менее прихотливы и стоят дешевле. Большое количество поломок можно устранить самостоятельно, не обращаясь в мастерскую.
Еще один недостаток – значительные объемы загрязняющих выбросов. В ряде западноевропейских стран они запрещены как наносящие вред экологии. Однако специалисты уверяют – если работать с двухтактным двигателем правильно, по своим характеристикам он мало чем уступает четырехтактному. Еще одно немаловажное преимущество двухтактного двигателя – его вес. В сравнении с четырехтактным мотором он снижен примерно на 20%. Поэтому далее мы рассмотрим именно двухтактные моторы как оптимальный вариант.
Лучший выбор – продукция американского, японского, европейского производства. Больших различий между разными производителями нет. Все они могут похвастаться высоким уровнем надежности. Российские и украинские изделия находятся на втором месте – это копии старых японских и американских моделей. Часто на рынке представлены изделия производства СНГ, уже бывшие в использовании. Качество китайских моторов оставляет желать лучшего. Ломаются они чаще всех вышеописанных, хотя и стоят несколько раз дешевле. Такая экономия в итоге может обернуться большими расходами на ремонт. А внезапная поломка посреди реки может обернуться печально. Чтобы обезопасить себя, выбирайте качественную продукцию от проверенных производителей.
Четырехтактные моторы для лодки
Из-за более сложной конструкции стоимость четырёхтактных моторов превышает двухтактные аналоги. В некоторых случаях эта разница всего лишь 10%, а в некоторых и 50%. В любом случае при расчёте на одну лошадиную силу, два такта будут дешевле.
На первый взгляд может показаться, что четырёхтактные моторы для лодок расходуют меньше бензина, масла и вообще обладают более высоким коэффициентом полезного действия. Чего тут скрывать, так оно и есть… Одна из главных причин, это безусловно попадание неотработанного топлива в выхлоп. Вторая предусмотрена конструкцией двухтактного двигателя изначально – масло не только смазывает, но и горит. И третья более-менее весомая причина – это совмещение рабочего такта с выхлопом. В четырёхтактных двигателях отработанная смесь начинает выводится только после того, как головка цилиндра опустилась в крайнее нижнее положение, а в двухтактных – примерно на половине пути (плюс-минус, в зависимости от конкретной модели).
На полном ходу двухтактные моторы шумят громче своих четырёхтактных конкурентов. По отзывам многих пользователей, на меньших оборотах эта разница намного менее заметна. И всё-же, если Вы собираетесь троллить пугливую рыбу, Вам стоит всерьёз задуматься над лишними децибеллами.
Мощность мотора для лодки
Это главная характеристика, на которую внимание при выборе обращают в первую очередь. Рассчитать необходимую мощность можно, исходя из веса самой лодки, а также пассажиров и поклажи. Не нужно приобретать двигатель с избыточной мощностью – он будет слишком тяжелым и дорогостоящим в эксплуатации.
Режимы передвижения лодки по воде
- Глиссирующий (скользящий). Площадь контакта с водой минимальна. Нос поднимается вверх, а с водой соприкасается лишь задняя часть плавсредства. Преимущества – большая скорость и экономия топлива. Лодка не погружена в воду, она просто скользит по ее поверхности.
- Водоизмещающий. Это неэкономичный способ передвижения. Лодка плывет медленнее, а из-за большего сопротивления воды возрастает расход топлива. Но для входа в глиссирующий режим требуется повышенная мощность мотора.
Глиссирующий режим
Для глиссирующего режима на каждые 30 кг веса лодки и всего содержимого должно приходиться не менее 1 л.с. моторной мощности. Например, 9 л.с. достаточно для глиссирующего режима лодки длиной 3 метра с двумя пассажирами. Лодка с одним пассажиром выйдет на глиссирование при мощность 5 л.с. Скорость в таком случае возрастает до 25 км/ч. А с мотором на 8-10 л.с. вы сможете передвигаться со скоростью до 35 км/ч.
Не рекомендуется устанавливать мотор мощностью свыше 15 л.с. В таком случае скорость вырастет незначительно, а расход топлива резко увеличится в несколько раз.
Водоизмещающий режим
Для водоизмещающего варианта передвижения можно ограничиться мотором мощностью 2-6 л.с. Лодка с двумя пассажирами и мотором на 6 л.с. сможет развивать скорость до 15 км/ч. Показатель снижается из-за течения, встречного или бокового ветра, веса поклажи. Например, при большой нагрузке и сильном встречном течении лодка может просто остановиться. Сфера применения двигателей такой мощности – небольшие водоемы со слабым течением, прибережная рыбалка.
Имеет значение и материал, из которого изготавливается плавсредство. К примеру, лодка с пластиковым корпусом выходит на режим глиссирования при меньшей мощности, чем надувная лодка из ПВХ.
Вес мотора
Двигатель мощностью 8 л.с. весит в среднем 35 кг, а на 2 л.с. – 11-12 кг. Конечно, если вы планируете кататься на лодке сами, мощный тяжелый мотор будет невыгоден. Его сложно транспортировать и устанавливать в одиночку, а мощность будет избыточной для одного человека. Чем слабее мотор, тем меньше он весит. Небольшие двигатели вполне можно переносить самостоятельно.
Двухтактные двигатели до 15 л.с. делятся на одноцилиндровые и двухцилиндровые. Первые работают шумно и вибрируют, но потребляют меньше топлива. Вторые менее экономичные, но работают тише.
Моторы мощностью свыше 20 л.с. охотниками и рыболовами используются достаточно редко из-за большого веса и потребления топлива. Они подходят для больших лодок, рассчитанных на 3-4 человек с багажом.
Топливная смесь мотора
Правильная подготовка топливной смеси – залог долгой и бесперебойной работы мотора. Плохая смесь забивает свечи маслом на малых оборотах, после чего те больше не дают искру.
Соотношение компонентов смеси зависит от режима мотора. Если вы предпочитаете ходить при малых оборотах, соотношение бензина и масла должно быть 100:1. Для больших оборотов мотора требуется соотношение 1:75 или 1:50. Такая обогащенная смесь защищает мотор от преждевременного износа. Если же вы ходите в разных скоростных режимах, лучше всего иметь при себе две емкости – одну с обогащенной смесью, а вторую с обычной для малых оборотов мотора.
Топливную смесь не рекомендуется долго хранить. Лучше всего готовить ее за день до использования. При хранении октановое число постепенно снижается и качество топлива ухудшается. Например, 95-й бензин в топливной смеси через 2 недели превращается в 92-й.
Желательно также отфильтровать бензин. Для этого вам понадобится обычный топливный фильтр из автомобиля. Его можно врезать в шланг подачи топлива своими руками. Это позволит значительно продлить срок службы лодочного мотора.
Не забывайте брать с собой в прогулки на воде и запасные свечи для мотора. Если основные забьются, вы сможете их быстро поменять, а не возвращаться домой. Уже затем, в спокойной обстановке, вы почистите забившуюся свечу. Производители рекомендуют использовать только оригинальные свечи для мотора, но стоят они довольно дорого. Чтобы сэкономить, можно пользоваться и недорогими аналогами. При правильном использовании они будут служить так же надежно. Обращайтесь в магазины, торгующие запчастями для мотоциклов. В них, как правило, можно найти недорогие качественные свечи.
Обкатка мотора
Каждый новый мотор для лодки должен пройти обкатку перед эксплуатацией. Особенности обкатки зависят от модели двигателя. Конкретные инструкции можно узнать на специализированных сайтах или проконсультироваться у продавцов.
Во время обкатки мотора для лодки можно также протестировать и эхолот. Если вы любите рыбалку, этот прибор вам очень пригодится. Места с рыбой, найденные при помощь эхолота, можно зафиксировать в навигаторе, а затем отправляться на рыбалку в лодке с новым мотором.
Шумоизоляция мотора
Купите коврик из полиуретана и обклейте им корпус мотора изнутри. Такой «тюнинг» защитит вас от шума и вибрации. Это особенно полезно при охоте на птиц или рыбалке. Шумный мотор для лодки может распугать всю дичь, так что не забудьте позаботиться об этом.
Как выбрать мотор для лодки на видео